Текст содержит душещипательные подробности быта вынужденных мигрантов, а также прекрасный жизнеутверждающий финал. Читателям рекомендуется взять носовые платочки и открыть вкусное пиво. Поехали:
Предпосылки.
Примерно к середине 90–х годов родителям стало ясно, что нужно валить в Россию. Русским взгруснулось во многих бывших республиках Советского Союза. Казахстан в то время не стал исключением. Отец работал главным инженером полиметалического комбината, мама на том же предприятии на пункте допуска шахтёров в клеть, которая опускает их в шахту. Повсюду менялось руководство, бразды правления стратегическими горно–добывающими предприятиями получали мягко говоря некомпетентные люди. Назначения и увольнения руководства осуществлялись чаще всего на основании этнической принадлежности, а также наличия у претендента волосатой руки среди руководителей страны. Проще говоря, русский — на хер, казах — вот тебе "кресло". При таком методе подбора высшего менеджмента и высокооплачиваемого технического персонала было неизбежно скатывание промышленности в жопу. Участились аварии на шахтах, на изношенном оборудовании и при неумелом руководстве гибли шахтёры, объёмы добычи и эффективность снижались, ресурсы разворовывались. К счастью не всё новое руководство было ворьём и глупцами. Часто чтобы не запороть работу начальник рудника брал к себе в замы (техническим директором / главным инженером) правильного специалиста. Отец однако уже был на пенсии и занимал слишком хорошее место в комбинате, сместили, отправили рулить заброшенным рудником, дождавшись пока он наладит работу и там, стали усиленно "провожать" на заслуженный отдых. В общем тоска брала родителей и решили перебираться из восточного Казахстана в центральную Россию.
План: "Бросок к свободе."
Отправлять скарб контейнером и ехать с комфортом на поезде/машине — не наш метод. Разворуют, вскроют, разберут всё что нажито непосильным трудом! Решили арендовать/купить товарный вагон, загрузить туда машину "Москвич 2141", мотоцикл "Урал" с коляской, автомобильный прицеп, разобранную мебель, упакованную одежду и посуду, инструмент, соленья/варенья, сесть туда же самим и сопровождать собственные вещи в поездке. Ну сказано сделано — продали квартиру, гараж, дачу получили за всё ~5000 долларов США (это считалось хорошей выручкой, казахи квартиры не покупали, говорили: "Мы подождём когда сами всё бросите и свалите."), разобрали и упаковали вещи, забили вагон до потолка, залезли сами — прощай родной край, подаренный Казахстану Лениным, горный Алтай!
По плану рассчитывали на развязочных и сортировочных станциях договариваться с начальством станции о том, чтобы цепляли к товарняку в нужном направлении, в качестве вознаграждения за подобные услуги имели несколько ящиков водки, мелкие доллары, теньге, рубли. Также наличествовал подробный атлас с маршрутом, названиями станций, вариантами движения и т.д. Приключения начались сразу — мы планировали проехать по Казахстану 300 км на северо–запад до границы с РФ в сторону Барнаула, а там уже по России весь основной путь, распевая народные песни и дико веселясь двигаться до Брянской области (конечная станция путешествия, поезд дальше не идёт, просьба освободить вагон). К сожалению где–то закралась ошибка, фэйл заключался в том, что наш вагончик погнали строго на юг. Развернуться не удалось, причин не помню, был юн и напуган, отец разрулить не сумел, то ли первый же перегон был огромный и решили не возвращаться, то ли ещё почему. Новый маршрут включал кучу станций, не хилый крюк по южному Казахстану и битву за барахло с представителями кочевых племён.
Движение.
По прибытию на станцию наш вагон по обычаю поступал на запасной путь. Отец брал 4 бутылки водки и шёл к начальнику станции "договариваться". В северной и центральной частях страны всё шло менее более гладко, 4–х бутылок хватало, лишних вопросов не задавали, цепляли к следующему товарняку идущему к следующей станции и махали вслед железнодорожным молоточком. Вскоре мы достигли Талдыкорганской и Алмаатинской областей. С движением по югу были проблемы. На станциях держали десятки часов, обычная такса 4 пузыря или/и "двадцатка" баксов не открывали путь вперёд, а лишь ожесточали и провоцировали славных потомков Чингизхана на попытки выкружить побольше дани с бегущей через их землю русни. За Алма–Атой (Алматы) начались уже битвы. На каждой станции или через раз ночами стучали ломиками и молоточками по стенам вагона и требовали открыть, мол инспекция, мол закон и порядок. Отвечали, что откроем утром, пусть приходят и проверяют всё в урочное время. Утром естественно никто не приходил. Внутри вагона на раздвижных дверях мы строили укрепления. Ход дверей по салазкам искусственно ограничили прибитыми с внутренней стороны брусьями, закрытые двери имели стальные петли внутри, которые завязывали на верёвку, на боевом посту каждую ночь у двери сидел отец с 2–мя заряженными ружьями. Подходили и днём всякие любопытные граждане, которые интересовались что везём и куда едем. Отец подробно рассказывал им, что едет с семьёй в Россию и вооружён, что мол ломились тут на прошлой станции такие же вот интересующиеся и пришлось стрелять, вот недавно только стены отмыли от крови этих ночных штурмовиков, но патронов ещё много и в общем "наш паровоз вперёд летит, в коммуне остановка...". Мы медленно ползли навстречу новой жизни.
Питание и гигиена.
В операцию "бросок навстречу свободе" мы ввязались в первых числах июня. В путь были собраны сухари, пакеты быстрого приготовления лапши "Роллтон", много кетчупа, канистры с водой, консервы и компоты, сахар, соль. Брать что–то скоропортящееся не имело смысла, жара под 40 снаружи, а в вагоне со стальной крышей воздух прогревался и до более высокой температуры. Воды и продуктов не хватило из–за растянувшейся поездки, в итоге докупать еду и набирать воду приходилось уже по пути. Выходил из вагона на большие расстояния только отец, остальные (мама, брат (17 лет), я (13 лет)) строго когда отец рядом и то только чтобы размяться и оглядеться. Пару раз отец запрыгивал в уже движущийся вагон, один раз бросил вёдра с водой, которые нёс с колонки, т.к. не успевал с ними догнать поезд.
Санузел — тёмный дальний угол вагона с ведёрком и импровизированным деревянным унитазом сверху. Срать в разогретом солнцем вагоне в присутствии близких родственников — это та ещё проверка их на толерантность! Полностью мыться было никак, тазик и очень мало воды на самое необходимое — руки, лицо, интимные части тела, дабы не привлекать всех мух в округе.
Российская граница.
Очень медленно, но мы переползли через весь Казахстан, почти по южному периметру. Постояли на каждой станции, посмотрели во все рэкетирские глаза начальников и сотрудников железной дороги республики Казахстан. Раздали всю водку и много бабла, испытывали печаль, т.к. дальше оставалось раздавать вещи. Однако надежда не умирала, мы подъезжали к границе с Россией. Казахи на своей станции долго не пускали, смотрели вагон, смотрели на наши похудевшие рожи и показывали пальцами характерный жест, требующий позолотить ручку исполнителя жеста. Что–то там им отдали/подарили, вагон подцепили к российскому тепловозу и втащили на территорию РФ. На граничной станции с российской стороны мы были встречены на удивление дружелюбно. По словам отца в людях читались не неприязнь и алчность, а скорее сопереживание и желание помочь. Возможно это только так показалось, из–за столь изнурительного путешествия, возможно я идеализирую, но казалось именно так — всё, мы дома! Взятки не исчезли, но изменился их характер — не требовали и не вырывали из рук последнее, ну так по–свойски как–то разруливалось, отец раздобыл где–то ещё ящик водки (достал/нашёл Н.З. или купил где–то) и также ходил к начальникам станции или диспетчерам с просьбой быстрее зацепить нас и двинуть на запад. Часто не брали бухло, говорили: "Мужик, ты чё сдурел? Мы всё понимаем, давай счастливого пути, выпьёшь сам как доедешь до места." и цепляли наш вагон к составу.
Финал.
Мы приехали на конечную станцию своего путешествия спустя 21 день после выезда. Примерно 17 дней мы ехали по Казахстану и 4 дня по России при том, что казахстанская часть маршрута не столь разительно больше российской. Оцениваю данную поездку как прекрасный жизненный опыт. Если ты казах/казашка, прочитал(а) этот текст и тебе стало неприятно, ты считаешь мои слова несправедливыми, а стиль изложения обидным, то прости меня, написал как видел и что испытал. Не срача ради писал этот пост, а дабы поделиться тру стори. У меня было много друзей казахов. Не бывает плохих национальностей и людей, бывают нехорошие поступки.
P.S. Вся орфография и пунктуация авторская. Мопед не мой, честно украдено с несуществующего бложика друзей. Автор в комментах ответил что год был 1997.