Рассмотрим строительство Евротоннеля - "одно из семи чудес света ", как обьявило Американское общество инженеров-строителей.
Начнём: в далёкие времена в 1802 году идея тоннеля через Ла-Манш возникла у французского инженера Альбер Матье-Фавье, правда с масляными лампами, конками и с отдушинами.
Проект был оценён в 1 миллион фунтов стерлингов.
Да за этот проект даже сам Наполеон высказывался,но войны, войны мешали.
И только в 1858 году парламент Великобритании рассмотрел предложенный проект.
Но лорд Пальмерстон воскликнул: "Что? Вы ещё смеете просить денег на дело, цель которого - сократить расстояние, как мы считаем, и без того слишком короткое?"...
Ну а далее, что?!... А далее вот то, что мечта не покидала как ту, так и другую сторону проложить тоннель.
Даже деньги собрались собирать... затем и проекты менялись...предлагалось и трубу проложить по дну Ла-Манша...
Но наконец-то, в 1876 году начали таки рыть тоннель, каждая сторона конечно со своей стороны...И уже вроде английская сторона прорыла 2026 метров, французская 1829 метров...Но англичане посчитали, что так можно быстренько осуществить и вторжение на их территорию...
И в 1883 году рыть перестали.
Правда в 1922 году начали бурить тоннель, но и опять после 128 метров рытья, опять по политическим соображениям работы были прекращены...
И только после исследовательских работ были рассмотрены все предложения, опять и снова в 1973 году стали рыть тоннель.
И опять и снова работы были прекращены, после рытья 250 метров, тестовой длины...
В 1984 году правительство Великобритании и Франции посчитало, что рыть-то надо, но где деньги-то взять?! И решили привлечь к строительству частные средства, ведь затраты просто скаканули.
Были найдены, правда далёкие такие инвесторы по своему месту проживания, это значит - японцы. Вот они-то и кредитовали это вот рытьё тоннеля под Ла-Маншем.!!!
Да она то, оказалась ровно вдвое дороже запланированного, да и закончилась, не в июле, а в ноябре.
Кредиторы выплатили 8 миллиардов вместо пяти, недостающие средства подрядчики получили от продажи акций Eurotunnel Group доверчивому населению...
И вот осенью 1994 года тоннель таки заработал, но с таким вот скрипом, что... просто я думаю радости не вызывал обоим сторонам...Дааа...
Начались поломки подвижного состава, подводные коммуникации выходили со строя чаще чем планировалось, отказывало электрооборудование, а ведь все это работало под водой, учтите.
Запланированное время пересечения тоннеля с одного часа, перевалило фактически за полтора-два часа.
Да и паромщики снизили цены на перевозку. Пришлось в ответ снизить цены и Eurotunnel Group.
Да ведь за первые годы эксплуатации , этот вот "Евротоннель" не мог заработать даже на компенсацию годовых процентов по долгу, а уж за выплату дивидентов акционерам нечего было и мечтать. Да ведь почти пять лет он балансировал на грани банкротства...пока...
Пока и совсем недавно, не спасли его, Coopers & Lybrand. Вот они реструктуризировали долг и оттянули закрытие.
А вот в 2008 году этот вот тоннель наконец-то впервые принёс какую-никакую, но ПРИБЫЛЬ. Вот! Но уже в нашем веке...
Подведём итог:
Выкинуто на тоннель - 10 000 000 000 фунтов стерлингов, причем с учетом инфляции.
Проектная стоимость была превышена на 80%... Каково?!... А?!?
СПРАВКА
Строили 7 лет - 13 000 инженеров и рабочих;
Четырежды была испытана судьбой система безопасности:
1-й - в 1996 году, когда загорелся поезд с грузовиками;
2-й - в 2001 году, остановился поезд;
3-й - в 2006 году, пожар - загорелся грузовик;
4-й - в 2008 году, пожар в вагоне товарного поезда - (движение было восстановлено 23 февраля 2009 года)
Так вот такая необыкновенна судьба, этого Евротоннеля.
Но представить можно, каую радость испытывают пассажиры преодолев расстояние от Парижа до Лондона всего за 2 часа 15 минут.
А весь сам тоннель пересекается за 20 минут...
И в эти вот 20 минут ведь вошло время с 1802года по 1994 год.