Случилось это в 1958 году. Александр Серый пришел на одну из вечеринок в ресторан со своей любимой девушкой. Во время бурного застолья он приревновал свою даму сердца к молодому архитектору, который без стеснения оказывал его девушке знаки внимания. Завязалась драка, в результате которой архитектор оказался на всю жизнь инвалидом, а будущий сценарист вместо защиты диплома попал за решетку. Вот что рассказывал о тех событиях Георгий Данелия: «Из-за своего несдержанного и ревнивого нрава Саша оказался в тюрьме. Кстати, с легкой руки Ивана Пырьева Александра Серого называли «Мосфильмовский Отелло». За драку ему дали 8 лет, но вышел он досрочно, через четыре года, не имея ни денег, ни работы. Мы с ним дружили, вместе учились ещё на Высших режиссёрских курсах, поэтому я ему предложил: пишу сценарий и становлюсь художественным руководителем картины, а снимает он. На том и порешили». Кстати сказать, та самая девушка, из-за которой началась роковая драка, не только дождалась своего горячего жениха, но и затем вышла за него замуж и родила ему прекрасную дочь.
Начало большого пути.
Но вернемся к фильму. Вначале сценарий сильно отличался от того, что зрители увидели на экране. Георгий Данелия привлек к работе соавтора – молодую писательницу Викторию Токареву. Кстати, поговаривали, что между ними в то время был легкий роман. Сценарий писали специально под Евгения Леонова. Только в первоначальном варианте он был вовсе не добродушным и слегка нелепым воспитателем детского сада, а серьезным майором милиции, перевоспитывающим бандитов. Да и сам фильм должен был называться «Рецидивист».
«Мы хотим создать фильм, в котором будут участвовать лучшие комедийные актеры: Леонов, Никулин, Крамаров, Миронов, Ролан Быков и др.», значилось в начале сценарной заявки. По задумке авторов, роли распределялись так: Ролан Быков – фальшивомонетчик по кличке Миллиметр; Юрий Никулин – профессиональный альфонс, многоженец; Андрей Миронов – жулик по кличке Пижон, который ворует машины и продает их в Тбилиси; Савелий Крамаров – мелкий карманник по кличке Косой. Как видно, от первоначального замысла в фильме, увидевшем свет два года спустя, остался только Косой в исполнении Савелия Крамарова. Пока худсовет размышлял о судьбе сценария, все актеры, которых планировали задействовать Александр Серый и Георгий Данелия, отказались от участия в фильме. Например, Юрий Никулин не захотел в очередной раз сниматься в комедийной роли. У Андрея Миронова были съемки в других картинах, а у Ролана Быкова нашлись более важные дела.
Ничего не поделаешь, Серому, Данелия и Токаревой пришлось снова переписывать сценарий и придумывать новых персонажей. К примеру, Георгий Вицин перевоплотился в Хмыря. Кстати, его утвердили на эту роль лишь после того, как придирчивый худсовет отсмотрел пробы десятков претендентов. Среди них были Лев Дуров, Рудольф Рудин, Виктор Сергачев. В итоге вернулись в кандидатуре Георгия Вицина, но с оговоркой: «поработать над гримом». Зато не возникло никаких проблем с утверждением чудаковатого профессора Мальцева. На эту роль сразу и единогласно утвердили Эраста Гарина. Небольшая заминка вышла и с Крамаровым. Артист настолько убедительно выложился в одном маленьком эпизоде, что придирчивый худсовет засомневался, а сможет ли актер осилить всю роль? И все же его утвердили с ремаркой: «искать новые краски в образе Косого». Серьезные проблемы с Крамаровым возникли позже, когда фильм с восхищением смотрела вся страна. Вот что об этом рассказывает Георгий Данелия: «К тому времени Крамаров снялся у меня в нескольких фильмах. Мне поверили. Правда, когда актёр вскоре после выхода фильма эмигрировал, его сцены пытались вырезать. Но я написал, что они совершают идеологическую ошибку. Предложил посмотреть картину внимательнее, ведь актёр Крамаров играет бандита и отщепенца. Подействовало! Оставили всё как было».
Но самые большие трудности были связаны с поиском исполнителя роли Василия Алибабаевича. Сначала хотели пригласить Фрунзика Мкртчяна. Но после того как ереванские правоохранительные органы намекнули, что Фрунзик стоит у них «на особом счету» (где-то провинился), его кандидатура отпала. Сколько же тогда было отсмотрено «лиц нерусской национальности»! Пробовали даже колоритного Владимира Этуша, и все не то. Строгому худсовету все казались неубедительными. В протоколе заседания худсовета значится: «Из представленных на кинопробе не годится ни один, сделать кинопробу И. Рутбергу». Но и ему не повезло. В отчаянии претендентов стали отсматривать по новой. И лишь тогда обратили внимание на артиста Государственного театра киноактера Раднэра Муратова. Он пробовался на крохотную роль начальника тюрьмы, а стал неповторимым и трогательным Василием Алибабаевичем.
Читать далее...