Недавно подросток Мэтт Корби из Австралии зашел перекусить в одну из забегаловок мировой сети Subway и обнаружил, что заявленный в рекламе размер купленного им большого сэндвича (footlong - 30,4 см) в реальности составляет только 27,9 см.
«Кажется, Subway нам кое-что должен», - написал тинейджер на своей страничке в Фейсбуке и выложил фотографию злополучного бутерброда рядом с линейкой. За считаные часы снимок набрал более 180 тысяч лайков. Через несколько дней американские журналисты провели свое мини-расследование, показавшее, что и в Нью-Йорке Subway также продает сэндвичи короче заявленного стандарта. В ответ руководство компании пообещало ужесточить контроль за процедурой выпечки. Вот ещё пять громких рекламных надувательств прошедших лет:
Суперкамера в смартфоне.
В сентябре 2012 года Nokia выпустила проморолик, посвященный оптической стабилизации камеры нового смартфона Lumia 920. На видео парень и девушка едут на велосипедах вдоль реки. Молодой человек снимает свою подругу на Lumia 920. В одном из фрагментов авторы предлагают оценить преимущества новой технологии. Слева Nokia показывает смазанную версию видео, снятого без стабилизации, а справа - те же кадры, но с якобы включенной функцией OIS, обеспечивающей гладкую и ровную картинку.
На самом деле видео записывалось профессиональной камерой, размещенной на плавно движущемся фургоне, - картинка не дрожала именно поэтому. Раскрыть обман помогла стеклянная дверь другого фургона, мимо которой на 27-й секунде ролика проезжали велосипедисты: в ней отразился оператор, снимающий девушку. После того как зрители сообщили о своей находке в интернете, Nokia принесла извинения и официально признала, что видео было снято не на Lumia 920.
Супержвачка, убивающая микробы.
В 2009 году компания Wrigley выпустила новую жвачку, Eclipse, с «чудо-ингредиентом» - дубильным экстрактом магнолии. В рекламе говорилось, что магнолия убивает все вредоносные бактерии полости рта, вызывающие плохой запах. Все остальные жвачки только маскируют запах, но не устраняют источник проблемы, утверждала компания.
Однако независимые научные исследования не подтвердили бактерицидных свойств жвачки. Компании пришлось полностью изменить рекламный слоган и позиционирование продукта на рынке, а также отдать около семи миллионов долларов фонду, который в свою очередь начал выплачивать по десять долларов каждому покупателю жвачки, обратившемуся в суд.
Фотошоп лучше туши.
Редкий производитель косметики удержался перед соблазном приклеить или дорисовать моделям в рекламе туши дополнительные ресницы. В 2007 году на этом попалась французская косметическая группа L'Oréal. Ее рекламный ролик утверждал, что новая тушь Telescopic удлиняет ресницы на 60 процентов. Но особо дотошная зрительница заподозрила, что у Пенелопы Круз, снявшейся в рекламе, ресницы не свои, а накладные, и обратилась с жалобой в британское Управление по рекламным нормам.
В конечном счете ролик и печатную рекламу в стране запретили к показу. Через несколько месяцев такая же судьба постигла рекламу фирмы Rimmel с участием Кейт Мосс. Компания утверждала, что «тушь Magnif eyes сделает ресницы длиннее на 70% с помощью уникальной вертикальной щеточки». Но несколько зрителей заявили, что длинные ресницы Кейт Мосс, скорее всего, являются накладными. Представители агентства J Walter Thompson (JWT), снявшие рекламу, не смогли предоставить никаких доказательств подлинности ресниц.
Осенью 2012 года L'Oréal отыгралась на конкурентах. Французский гигант заявил, что в рекламе новой туши New Look Mascara от Christian Dior ресницы модели Натали Портман сделали гуще и длиннее с помощью фоторедактора. Под давлением британского Управления по рекламным нормам в компании Dior признались, что ресницы 31-летней актрисы действительно были подкорректированы в фотошопе, но заверили, что цифровая обработка была минимальной. Реклама была запрещена к показу в Великобритании.
Кроссовки для похудения.
Несколько лет назад мир захватила мода на новый вид «тонизирующих кроссовок», якобы способствующих усиленному сжиганию калорий и прокачке ягодиц и икроножных мышц за счет особого подъема стопы. Многие голливудские знаменитости, включая актрису Джулианну Мур и светскую львицу Ким Кардашьян, были замечены в такой обуви, что дало дополнительный импульс массовому помешательству.
Однако довольно быстро вскрылось, что «волшебное похудение без особых усилий» - очередной миф, культивируемый рекламщиками. Летом 2012 года фирма New Balance была вынуждена отозвать из США всю свою партию «тонизирующих кроссовок». Истцы из штата Массачусетс, где расположен головной офис компании, через суд доказали, что заявленные в рекламе технологии не работают. Компания была вынуждена заплатить отступные в размере 2,3 млн долларов.
Федеральная комиссия по торговле также заставила фирмы Skechers и Reebok, которые выпустили аналогичные модели кроссовок, выплатить покупателям компенсации. Первые отдали 40 млн долларов, а вторые отделались 25 миллионами.
Биодобавка, повышающая иммунитет
В девяностых годах настоящим хитом в США стала биодобавка Airborne. В рекламе говорилось, что регулярное употребление этой добавки резко повышает иммунитет, делая организм устойчивым к простуде и гриппу. Скептики обратились в национальный Научный центр по защите общественных интересов (CSPI), и проведенные исследования показали, что Airborne - типичная пустышка. Разразившийся скандал удалось замять только после того, как компания Airborne выплатила обманутым покупателям компенсацию в размере 23 млн долларов. Позже по коллективному иску пришлось выплатить еще семь миллионов.